Михаил Плетнев Михаил ПлетневСоветский и российский пианист, композитор и дирижёр.

Михаил Плетнёв и Владимир Ашкенази отметят столетие Лютославского

Михаил Плетнев

В Польше начался крупнейший фестиваль национального классика.

В Варшавской филармонии прошла так называемая «инаугурация года Лютославского»: концерт оркестра-резидента под управлением Антони Вита и Анне-Софи Муттер, прилетевшей из Москвы, собрал целый сейм польской интеллигенции и политиков. Композиторы Кшиштоф Пендерецкий и Кшиштоф Мейер, кинорежиссер Анджей Вайда, министр культуры Богдан Здрожевский внимали музыке соотечественника из разных точек переполненного зала.

Поляки, как никто другой умеющие объединяться на почве культуры, подготовили Витольду Лютославскому (1913–1994) поистине королевские дары. Организаторы обещают почти 100 концертов в 40 городах мира, в том числе с участием суперзвезд академической музыки — Лорина Маазеля и Пааво Ярви, сэров Саймона Рэттла и Антонио Паппано, Кристиана Циммермана (ему Лютославский посвятил концерт для фортепиано с оркестром) и Йо-Йо Ма.

Внесут свою лепту и русские музыканты: Владимир Ашкенази продирижирует в Варшаве «Симфоническими вариациями», а Михаил Плетнёв — «Книгой для оркестра» и фортепианным концертом. Лютославский, кстати, не только родился подданным Российской империи (этот факт его едва ли радовал), но был музыкальным внуком Римского-Корсакова — занимался у его ученика, знаменитого Витольда Малишевского.

Концертное ядро фестиваля обрамляют и два международных конкурса — виолончелистов и композиторов, и разнообразные конференции, и запись бесчисленных компакт-дисков. Неравнодушие поляков к инновациям (местный музей Шопена оборудован едва ли не как штаб НАСА) вызвало к жизни еще один юбилейный дар: бесплатное JPS-приложение для смартфонов под названием «Гид по Варшаве Лютославского». Журналистов заботливо предупредили: следуя по маршруту, не слишком зачитывайтесь текстами навигатора, дабы ваш лоб не украсили отпечатки варшавских столбов.

Лютославский для поляков — не только композитор-авангардист, сумевший опрокинуть железный занавес в отдельно взятом виде искусства, но и олицетворение «национальной совести». Президент Бронислав Коморовский, лично патронирующий фестиваль, не преминул вспомнить знаменитую речь Лютославского на культурном конгрессе 1981 года — манифест об искусстве, в котором должно быть место и красоте, и правде.

Многие в Польше знают и о том, как сбежавший из фашистского плена Лютославский собирал деньги для Владислава Шпильмана — прятавшегося в разрушенной Варшаве композитора, о котором Полански снял «Пианиста».

В финале концерта-открытия тысячная аудитория мгновенно встала — это одна из традиций культурного сопротивления, вошедшая в гены поляков. Единодушие поднявшейся с кресел публики выглядело удивительным, поскольку аплодисменты после Третьей симфонии, например, были довольно скромными. Столь же скромными, впрочем, как и в Зальцбурге минувшим августом, когда эту непростую партитуру более филигранно озвучил Берлинский филармонический с Саймоном Рэттлом.

Очевидно, весомая доля финальных оваций в зале Варшавской филармонии была адресована всегда оправдывающей ожидания Анне-Софи Муттер. Ее кристальный и вместе с тем одушевленный звук придал каждой ноте Партиты Лютославского статус обязательности и незаменимости.

В том, что зал реагирует на живую икону горячее, чем на чествуемого классика, нет ничего странного или зазорного. Лютославский вообще был не из тех, кто умеет нравиться миллионам. Столь же верный музыкальному авангарду, сколь и своей совести, он реализовывал важные для него звукоидеи, выстраивал любимые слитно-двухчастные формы, не слишком переживая по поводу доступности своих опусов.

Полюбит мир Лютославского в 2013-м или не полюбит, в одном поляки могут быть уверены: сейчас они делают всё, чтобы рано или поздно люди нашли свой маршрут к Лютославскому — и не только на смартфоне.

29.01.2013
Михаил Плетнев

Михаил Плетнёв и Владимир Ашкенази отметят столетие Лютославского

Добавьте свою новость

Здесь