Андрей Звягинцев снял ремейк фильма Антониони

Андрей Звягинцев

«Нью-Йорк, я люблю тебя» - закономерное продолжение сборника новелл двухгодичной давности про Париж, в котором 24 режиссера на заказ сочиняли «валентинки» европейской столице. Правда, «Нью-Йорк...» в сравнении с «Парижем...» выглядит как классический сиквел - послабее, порыхлее, да и состав режиссеров здесь случаен - мэтры кончились еще на «Париже», зато здесь мы можем оценить режиссерский дебют Натали Портман. В своей новелле о любви еврея-ортодокса и американки Портман сыграла сама, но вот с мужской ролью вышел скандал. Образ влюбленного иудея должен был стать дебютом хасида Эйба Карпена, но его религиозная община строжайше запретила парню становиться перед камерой. В результате возлюбленным Портман стал актер Иррфан Хан.

С другой стороны, предметом чисто отечественной гордости может служить участие в альманахе режиссера Звягинцева, новеллу которого, правда, вырезали из международной версии, но для проката в России снова вставили в нарезку. Собственно Звягинцев верен себе, а точнее, находкам великих режиссеров ХХ века, манеру которых он любит скрещивать с холодноватой стилистикой рекламных роликов про дорогие машины. В этот раз Звягинцева вдохновил фильм Антониони «Фотоувеличение». Герой его новеллы - юноша, восторженно фотографирующий высотки Манхэттена. Проявляя кадры, молодой человек обнаруживает, что в объектив случайно попала история отношений мужчины и женщины. На фото запечатлен финал их связи - история про Манхэттен вдруг превращается в историю гибели любви. Однако если у Антониони сходным образом начавшаяся история превратилась в новаторское произведение про двойственную сущность киноматерии, то у Звягинцева все выруливает в сентиментальную притчу с томиком Бродского на скамейке в конце.

- Андрей, как так вышло, что из международной версии вырезали две новеллы - вашу и Скарлетт Йоханссон? - спросил я Андрея Звягинцева на премьере альманаха, организованной телеканалом World Fashion.

- Официальный ответ такой: «Решение об изъятии новелл было принято продюсером с американской стороны на основании тестового показа альманаха для фокус-группы в США. Публике показалось, что эти две новеллы слишком медленно развиваются и непонятно о чем повествуют. Институт фокус-групп пригоден для рекламного бизнеса и коммерческого кино, переносить его принцип на авторское кино, по-моему, черт знает что. Что бы стало с фильмами Бергмана или Кассаветиса, если бы они прошли через эту понижающую селекцию? Продюсер всегда может сослаться на решение фокус-группы - гораздо легче скрыться за чужим мнением или решением, нежели аргументировать свое. Но в моем случае можно было бы и прямо сказать, потому что мне пока хватает ума понять, что моя новелла попросту другая, она никак бы не инсталлировалась в общий контекст. В общем, я рассматривал предложение поучаствовать в альманахе как в авторском проекте, а вышло из всего этого обыкновенное коммерческое общее место.

30.10.2009
Андрей Звягинцев

Андрей Звягинцев снял ремейк фильма Антониони

Добавьте свою новость

Здесь